Сегодня: Понедельник, 22 апреля 2019 г.
 

Куда уходят МУПы

Куда уходят МУПы
«Острая финансовая недостаточность»... Пожалуй, этот диагноз как нельзя лучше описывает то состояние, в котором сегодня пребывает жилищно-коммунальное хозяйство Устьянского района. У предприятий ЖКХ не хватает средств на текущую деятельность, на выплату заработной платы работникам, на приобретение топлива для котельных - всего не перечислишь. При этом коммунальщики еще платят налоги и различные страховые взносы во внебюджетные фонды. Хотя «платят» - это громко сказано.
На одном из последних заседаний межведомственной комиссии по собираемости налогов вопрос о растущих долгах предприятий района по НДФЛ и страховым взносам стал главным, отодвинув в тень проблемы «серых» зарплат и неформальной занятости. Так уж получилось, что большинство должников трудятся в сфере ЖКХ, большинство из этого большинства - муниципальные унитарные предприятия. Их представители на предложения комиссии разработать планы погашения задолженности согласились, но предупредили, что толку от этого будет мало.
Так, МУП «Строевское», «накопившее» 170 тыс. рублей долгов по НДФЛ и 70 тысяч в Пенсионный фонд, в будущее смотрит со скепсисом. Дебиторская задолженность (МУПу за тепло задолжали бюджетные организации) гораздо ниже кредиторской. И даже если с предприятием рассчитаются, деньги в первую очередь пойдут на зарплату работникам, а потом уже на все остальное, если останется...
Об отсутствии обозримой перспективы погашения многолетней задолженности по налогам и страховым взносам заявило и МУП «Лихачевское», которому не платят за коммунальные услуги детский сад, школа и местная администрация...
О сворачивании хозяйственной деятельности готово заявить и ООО «Березник». Кредиторская задолженность предприятия на день заседания составляла около 2 млн рублей (из них 1,5 млн - НДФЛ и страховые взносы)...
Аналогичная ситуация практически во всех муниципалитетах района, разница только в сумме долга. У одних она зашкаливает за несколько миллионов, другим удается ее удерживать на «пристойном» уровне. Морально МУПы в сфере ЖКХ уже готовы объявить о своей несостоятельности, то есть о банкротстве. Но кто ж им даст?!
 
Банкротить МУПы, по меньшей мере, бесперспективно, считает начальник Управления ПФР в Устьянском районе Дмитрий Павлов:
- Долги предприятий, признанных банкротами, по истечении трех лет признаются безнадежными к взысканию. Задолженность устьянских МУПов перед кредиторами, в том числе налоговыми органами и внебюджетными фондами, исчисляется миллионами рублей. И, судя по всему, рассчитывать на ее погашение не приходится, - полагает Павлов. - Очевидно, что долги, признанные безнадежными к взысканию, наносят прямой ущерб государству: неуплаченные отчисления в ПФ, например, уже никогда не попадут на лицевые счета граждан, будущих пенсионеров, не станут частью накопительной пенсии и не будут инвестированы каким-либо другим образом...
 
Как пояснил начальник районного Управления фонда, предусмотренная российским законодательством процедура санации (оздоровления) финансово-экономического состояния предприятия-банкрота заключается в финансировании части обязательств должника кредиторами, если у должника есть в собственности имущество, которым оно может отвечать по своим обязательствам. В случае с МУПами роль «санитара» исполняет муниципалитет, которому уже принадлежит все имущество банкрота...
Тупик? Не совсем. В беседе с нами глава Устьянского района Алексей Хоробров согласился, что вместе с полномочиями по тепло- и водоснабжению, водоотведению, снабжению населения топливом, содержанию жилья и так далее от сельских муниципалитетов администрация района получила в «наследство» и убыточные МУПы. Произошло это в силу Федерального закона № 136-ФЗ.
 
- На этапе приема полномочий мы забрали все, «как есть». Иного выхода у нас, по большому счету, не было, «выкручивать руки» поселениям, у которых и так осталось немного денег (средства, по Бюджетному кодексу, тоже были переданы на уровень района), мы не могли, - констатировал глава. - Многие из МУПов «заточены» на обеспечение населения теплом и в межотопительный период бездействуют. Но на сегодняшний день все они загружены работой: обеспечивают население теплом, дровами, и мы этот процесс контролируем и не допустим, чтобы МУПы не справлялись со своей работой.
 
В ближайшем будущем, по словам Алексея Хороброва, перед районом стоит задача по оптимизации работы МУПов. Возможно, администрация пойдет по пути их объединения. Возможно, какие-то предприятия будут при этом ликвидированы, но, чтобы их закрыть, нужно рассчитаться по долгам.
 
- Совместно с коллегами из управления строительства и инфраструктуры администрации и с руководством МУПов мы сейчас формируем рабочую группу по реорганизации и настройке системы их работы. Но важно, - подчеркнул Хоробров, - не забывать следующее: если мы займемся реорганизацией МУПов, жители поселений не должны потерять ни предоставляемую ими услугу, ни ее качество.
 
Как заметил глава, в районном бюджете есть норма, согласно которой погашение задолженности бюджетных организаций перед поставщиками коммунальных услуг происходит за счет целого ряда дополнительных доходов. И сейчас эти доходы начали поступать.
 
- Задача перед нами стоит непростая, и готового рецепта ее решения ни у меня, ни у администрации в целом нет. Перед нами очень ограниченный выбор: либо мы будем каким-то образом выплачивать долги МУПов, либо прибегать к процедуре их банкротства. Но еще раз повторю: так называемую «дорожную карту» этого направления работы мы только формируем. Пусть это прозвучит резко, но для нас содержать МУПы не самоцель. Куда важнее задача оптимального исполнения возложенных на администрацию района полномочий, так как это стоит немалых бюджетных денег, - заявил Хоробров.
 
Осторожность главного чиновника района в оценке будущего МУПов вполне объяснима. Обанкротить и ликвидировать предприятие относительно несложно, но добиться, чтобы без него работало отопление и водоснабжение, содержалось муниципальное жилье, - крайне сложно.
 
- Если наши МУПы будут выполнять свои функции эффективно, конечно, мы будем двигаться дальше с ними. Иначе нам придется искать другие решения, - резюмировал глава района.
 
К
 слову, о «других» решениях. Еще в марте этого года Минстрой РФ заявил о намерении с 2018 года упразднить в сфере ЖКХ все государственные и муниципальные унитарные предприятия - около 4 тыс. ГУПов и МУПов должны быть переданы в концессию. Это форма государственно-частного партнёрства, по которой госимущество передаётся на определённый срок и на установленных условиях частному инвестору, обязующемуся осуществить строительство (реконструкцию) и модернизацию переданного имущества (п. 1 ст. 3 115-ФЗ). Частный инвестор, по соглашению, имеет право получать доход от использования переданного ему государственного имущества.
 
По информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в 2015 году в сфере ЖКХ заключено почти 270 концессионных соглашений, годовой доход казны от этой формы ГЧП превысил 100 млрд рублей. Но кто при этом контролирует размер тарифов на ЖКУ и качество оказываемых населению услуг, не сообщается.
 
Алексей Шестаков

По статистике,
в России насчитывается около 70 млн. граждан трудоспособного возраста, из которых официально трудоустроены только 40 млн. человек, а либо не работают вообще, либо  трудоустроены неофициально 30 млн.
Проведенные расчеты показали, что если бы эти 30 млн. были задействованы в экономике, то тариф на страховые взносы в ПФ составлял бы сегодня не 22%, а порядка 14 % от размера фонда заработной платы. Работодателям было бы проще оплачивать взносы в Пенсионный и другие фонды, и не было бы столь острой необходимости платить зарплаты «в конвертах».
 


 

Комментарии пользователей


Добавить комментарий | Последний комментарий

 
НАША ПРОДУКЦИЯ:
Контакты

Телефон: +7-921-07-07-222