Сегодня: Четверг, 23 ноября 2017 г.
 

Игра в "землю"

Игра в "землю" Как получить от государства шесть соток?
На проходившем в сентябре координационном совете представительных органов муниципальных образований Устьянского района, посвященном актуальным вопросам земельных отношений в свете предстоящей в 2018 году государственной кадастровой оценки земли, а также ряда изменений, происшедших в российском земельном законодательстве, рассматривался вопрос о предоставлении земельных участков, принадлежащих государству  или муниципалитету, в собственность гражданам и юридическим лицам.
 
Помните, есть такая детская игра: участники встают в начерченный на земле круг, каждый в свой сектор, и по очереди бросают перочинный нож в сектор любого из соседей, «отрезая» от него по куску. Побеждает тот, у кого земли оказывается больше… В жизни почти так же, только победитель известен заранее.
С 1 марта 2015 г. вступил в силу Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Он устанавливает новый порядок образования земельных участков и регулирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Начальник отдела земельно-экономической политики и управления земельными ресурсами министерства имущественных отношений Архангельской области Елена Шарыба познакомила глав поселений и депутатов с основными новшествами законодательства.
На трех китах
 
Во-первых, закон весьма четко определяет органы власти, полномочные распоряжаться земельными участками. Если речь о земле на территории городского округа, это органы местного самоуправления городского округа (для нашего района пока неактуально). Распоряжаться участками на территории городского поселения могут органы исполнительной власти этого городского поселения. Если же земельные участки находятся на территориях сельских поселений или межселенных территориях, то решение о том, предоставлять их кому-либо в собственность или нет, принимают власти муниципального района.
Принципиальные изменения коснулись порядка предоставления земельных участков. Закон упразднил процедуру принятия решений об образовании земельных участков - громоздкую и требующую немало времени и сил потенциального землевладельца. Теперь образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании трех базовых документов:
 
- проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с  Градостроительным кодексом РФ;
- проектной документации лесных участков;
- утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (ст. 11. 10 Земельного кодекса РФ).
 
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
 
- из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
- из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
- в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
- в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
- для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
 
При отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В подготовке данной схемы, кроме органов государственной власти или местного самоуправления, могут участвовать граждане и юридические лица. Срок действия решения об утверждении схемы составляет два года.
Старая процедура предварительного согласования места размещения объектов новым законом исключена. Установлен закрытый (в который уже невозможно внести поправки) перечень документов - оснований перехода права на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету. Основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются (п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ):
 
решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
- договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
-договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
- договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Право имеем?
 
Законом также установлены случаи предоставления земельных участков без проведения торгов в аренду, в собственность бесплатно, безвозмездное пользование.
На основании решения уполномоченного органа участок предоставляется в аренду юридическим лицам (в соответствии с распоряжением Правительства РФ или в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта РФ) для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов; для размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения (при обязательном участии инвестора); в иных случаях предусмотренных ст. 39.6 ЗК РФ.
В собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ) государственный или муниципальный земельный участок предоставляется также на основании решения уполномоченного органа. Рассчитывать на это могут лица, с которыми заключен договор развития территории; религиозные организации, имеющие в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения; муниципальные служащие, которые работают в муниципальном образовании по основному месту работы по специальностям, установленным законом субъекта РФ; многодетным семьям в случаях, предусмотренных законом.
 
Последний пункт Елена Шарыба прокомментировала отдельно. По ее словам, с 2016 года земельные участки многодетным семьям можно предоставлять как для индивидуального жилищного строительства, так и для создания ЖСК. Однако между «можно» и «предоставляются» порой возникает непреодолимое пока препятствие - землеустройство в регионе катастрофически отстает от реального спроса на землю.
Так, в Архангельске в очереди на получение земельных участков стоят 1500 многодетных семей, по области же таких семей насчитывается порядка 6800. В некоторых районах, типа Шенкурского и Виноградовского, ситуация патовая: территория районов занята болотами, и по закону такие участки предоставлять в собственность нельзя…
 
В безвозмездное пользование  (ст. 39.10 ЗК РФ) земельные участки могут быть предоставлены органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) и т.д.; в виде служебных наделов работникам организаций, религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.
 
Гражданину земельный участок может быть предоставлен безвозмездно во временное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на срок не более чем шесть лет. Для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях участки предоставляются тем гражданам, которые работают в них по определенным специальностям на срок не более чем шесть лет. Если на земельном участке находится жилой дом, предоставленный этому гражданину как служебное жилье, то участок предоставляется на срок права пользования таким жилым помещением.
 
За рамками закона
 
Чтобы рассказать о всех новшествах, внесенных за последние годы в Земельный кодекс РФ и связанные с ним законы, потребуется не одна газетная полоса. Впрочем, дело не в том, сколько «новелл» добавлено в законодательство, а в том, какую цель они преследуют.
По мнению идеологов всех «земельнозаконодательных» коррекций, они «являются частью масштабной земельной реформы» и призваны «сделать более понятным и прозрачным процесс приобретения участков как в аренду, так и в собственность» (www.eg-online.ru/article/280913/). Но это с одной стороны, а с другой - государство, внеся поправки в Земельный кодекс, попыталось прекратить бесконтрольное разбазаривание земель, четко определив основания для предоставления земельных участков в собственность, аренду, «бессрочку» и пр., ограничив и обставив множеством явных и скрытых условий, право частных и юридических лиц на покупку земельных участков, предоставив приоритет тем, кто получает землю под комплексное освоение - застройку, освоение недр и т.д.
К сожалению, не всегда то, что хорошо на бумаге, пусть даже гербовой, так же благотворно сказывается на окружающей нас действительности. Любое положение закона можно толковать двояко, а то и трояко, и Земельный кодекс со всеми его новациями не исключение.
Вот лишь пара примеров. Полный контроль государства в сфере купли-продажи земли, с одной стороны, защищает народное достояние от всевозможных хапуг и мироедов, а с другой ограничивает право на частную и честную собственность. Расходы на участие в процедуре торгов потенциального землевладельца полностью ложатся на его плечи, а благоприятный их исход ничем и никем не гарантирован.
Право на бесплатный кусок земли, номинально дарованное нескольким категориям граждан, на деле получили только муниципальные служащие. Очереди многодетных за вожделенным участком растут, что не может не радовать демографов, но крайне огорчает чиновников, которым страсть как хочется заработать на земле денег и до боли не хочется отдавать ее за так. И не отдают.
 
 


 

Комментарии пользователей


Добавить комментарий | Последний комментарий

 
НАША ПРОДУКЦИЯ:
Контакты

Телефон: +7-921-07-07-222