24
августа
2019
ПРАВОПОРЯДОК
14:08 / 05 августа 2019
20

Смягчены антикоррупционные требования для сельских депутатов и иных лиц, замещающих муниципальные должности

Такие изменения предусмотрены в двух федеральных законах, которые подписаны Президентом России 26 июля 2019 года.

С целью их реализации правовым департаментом администрации губернатора и правительства области подготовлен проект областного закона о внесении изменений в областной закон «О противодействии коррупции в Архангельской области». Он одобрен правительством области, внесен в областное Собрание губернатором региона и будет рассмотрен в первом чтении на сентябрьской сессии областного парламента.

Представить сведения о доходах станет проще

Это касается сельских депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной. Федеральный закон предусматривает представление депутатами представительных органов сельских поселений сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня их избрания (то есть дня голосования на выборах в представительный орган сельского поселения, в который он избран депутатом).

Также такая обязанности возникает в течение четырех месяцев со дня:

  • передачи вакантного депутатского мандата (дата принятия избирательной комиссией, организующей выборы в представительный орган сельского поселения, решения о передаче вакантного депутатского мандата);
  • прекращения осуществления ими полномочий на постоянной основе (дата, указанная в решении представительного органа сельского поселения о прекращении осуществления полномочий депутата представительного органа сельского поселения на постоянной основе).
В областном законе раскрывается объем сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые представляют сельские депутаты в указанных случаях.

Сведения о доходах представляются за календарный год, предшествующий году его избрания, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе. Сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера – по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения полномочий на постоянной основе.

После избрания и передачи мандата депутат раздел «Сведения о расходах справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» не заполняет.

В дальнейшем сведения подаются только в случае совершения в течение отчетного периода сделок по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций на общую сумму, превышающую общий доход этого лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих этому периоду.

При отсутствии таких сделок сельский депутат ежегодно не позднее 30 апреля должен сообщить об этом губернатору Архангельской области. Это применяется к сельским депутатам, осуществляющим деятельность на постоянной основе.

Законопроект предлагает утвердить форму такого заявления.

Законопроект содержит процедуру проверки достоверности таких заявлений по такому же порядку, как и проверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Как отметил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации Игорь Андреечев, указанные изменения отражают предложения, которые постоянно вносились в части освобождения или упрощения предоставления депутатами сельских поселений сведений о доходах и имуществе.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера все депутаты представительных органов, в том числе сельских, представляют с 2016 года.

Декларационная кампания в этом году для депутатов муниципалитетов проходила уже четвертый раз, два из них – сведения сдавались в представительные органы (за 2015 и 2016 годы), два – губернатору области (за 2017-й и сейчас – за 2018 год).

На территории области проведен комплекс мероприятий по разъяснению федерального закона – это видеоконференции, круглые столы, семинары, выездные мероприятия в муниципальных образованиях, направление методических материалов и информационных писем.

В результате такой работы всё меньше допускается нарушений депутатами представительных органов порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Количество депутатов представительных органов, не представивших указанные сведения, постоянно уменьшается. Если в 2016 году это было 266 из 2116 депутатов (12,57 процента), в 2017 году – 86 из 2084 депутатов (4,12 процента), то в 2018 году – уже 46 из 2055 депутатов (2,24 процента). В этом году сведения о доходах не предоставили 24 из 1986 депутатов муниципальных представительных органов.

Более мягкие меры ответственности

Дифференциация ответственности за незначительные коррупционные правонарушения, совершенные лицами, замещающими муниципальные должности.

До последнего времени федеральный закон предусматривал только одну меру ответственности за совершение коррупционных правонарушений (предоставление недостоверных и неполных сведений о доходах) – досрочное прекращение полномочий.

Федеральный закон предусмотрел ряд более мягких мер ответственности в случае несущественного искажения сведений о доходах.

В областном законе предлагается раскрыть систему данных мер ответственности, условия и порядок их применения.

К депутатам представительного органа и главе муниципального образования, исполняющему обязанности председателя представительного органа, в указанном случае могут быть применены следующие меры ответственности:
  • предупреждение;
  • освобождение от должности в представительном органе с лишением права занимать должности в данном органе до прекращения срока их полномочий;
  • освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока их полномочий;
  • запрет занимать должности в представительном органе до прекращения срока их полномочий;запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока их полномочий.


К главе муниципалитета, возглавляющему местную администрацию, может быть применена мера ответственности в виде предупреждения.

Решение о применении таких мер ответственности принимается в порядке, предусмотренном муниципальным правовым актом в соответствии с областным законом.

Как отметил Игорь Андреечев, такая практика фактически уже была предусмотрена областным законом и применялась. В областном законе уже был введён механизм дифференциации ответственности депутатов муниципальных представительных органов за совершение коррупционных правонарушений, учитывающий малозначительность и смягчающие обстоятельства в каждом конкретном случае.

Так, учитывается характер таких правонарушений, их тяжесть, обстоятельства, при которых они совершены, соблюдение депутатами других ограничений и запретов, предшествующие результаты исполнения ими своих должностных обязанностей, а также критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, установленные Минтрудом России.

Законопроект позволит муниципалитетам установить порядок применения указанных мер ответственности. Прежде чем применять конкретную меру ответственности, каждый факт выявленных нарушений при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера будет проверен и рассмотрен областным президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции. В случае несущественного искажения сведений губернатор области вправе обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о применении к нарушителю одной из указанных мер ответственности.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области
Роскомнадзор
Совет Федерации
НПФ в РФ
Предложите новость