Не предназначены для комфорта
В начале декабря наша газета опубликовала вопрос жителя д. Правоплосская, адресованный главе поселения о дорогах. Мол, основную дорогу чистят, а бровки, остающиеся после прохождения трактора по большой улице, никто не убирает, людям трудно через них добираться до своих домов. Не прошло и дня с момента выхода публикации «в свет», как в редакции раздался гневный звонок от автора письма.
Раз вопрос был задан главе поселении – Виктору Александровичу Кузнецову, то мы, соответственно, обратились за ответом к нему. Глава, давая разъяснения, сказал, что все дороги в поселении чистит, согласно заключённому договору по зимнему содержанию дорог, транспорт ИП Виктора Бобина, и перечислил ряд населённых пунктов, по которым этот самый транспорт проходит.
Не прошло и дня с момента выхода публикации «в свет», как в редакции раздался гневный звонок от автора письма. Дмитрий Фёдорович Братаев (так его зовут), возмущённо уличал главу (а заодно и газету) в популизме и в том, что желаемое выдаётся за действительное.
В общем, история оказалось с продолжением, и письмо, что называется «позвало в дорогу».
Тарифы – хорошо, а работа – лучше!
Обсудить дорожную тему в МО «Плосское» мы решили в обществе всех участников полемики: корреспондента газеты, который представил материал к публикации, т.е. меня, Марины Вахто, главы администрации Виктора Александровича Кузнецова и автора письма Дмитрия Фёдоровича Братаева.
Наша встреча состоялась в предновогодние беспокойные дни.
Но, прежде чем, начать разговор по существу, совершим маленький экскурс в недалёкое прошлое поселения. Поскольку события, произошедшие в этом прошлом, изменили ход событий в нынешнем существовании муниципального образования.
Итак, в 2019 году в большей части поселений района произошла реорганизация системы жилищно-коммунального хозяйства, т.е. МУПы и «оошки», худо-бедно обеспечивающие водоснабжение, теплоподачу, состояние жилого фонда, претерпели укрупнение, вследствие курса на оптимизацию и экономичность. Укрупнение подразумевало некую централизацию жилищно-коммунальной системы, т.е. формирование одной организации, путём присоединения к ней предприятий ЖКХ из соседних поселений. Так, МУП «Плосское» стало участком МУП «Бестужевское». И, фактически МУП в Плосском перестал существовать.
Поскольку сам Виктор Александрович с работой ЖКХ знаком не понаслышке (сам руководил местным МУП), то видит в существующих изменениях больше вреда для поселения, нежели пользы. Его точку зрения разделяют главы, в чьих поселениях МУПы стали «жертвами» реформирования.
- ЖКХ перестало предоставлять услуги в нашем поселении. Фактически, от МУП, кроме котельной ничего не осталось. Нет услуг – нет и денежных поступлений. На одних тарифах ЖКХ не выжить, тем более, что повышение тарифов не гарантирует улучшение качества услуг. Поднимется тариф на теплоснабжение, предприятия инфраструктуры будут «ужиматься», чтоб отапливать меньшую площадь. Поднимут тариф на водоснабжение, люди будут бурить свои скважины… Как мы предоставляли услуги раньше? Да много было работ, на которых МУП мог заработать: летом траву скосить, дровяник кому-то построить… А сейчас с кочегарами заключают договоры на отопительный сезон. А - летом? У них ведь тоже – семьи, которые надо содержать. А тот же руководитель МУП, бухгалтер… Они то – чем живут? Опять же – тарифами этими. А летом – какие тарифы?... И другая сторона есть. Лишились мы здесь МУП… Что, к нам из Бестужево поедут? Поедут, только сначала проблемы своего поселения будут решать… - говорил глава.
Деньгами я дорогу не прочищу!
Казалось бы, разговор далёк от проблемы с содержанием дорог. Однако, нить повествования о последствиях реорганизации МУП привела и к дорогам.
Кстати, пришедший к этому времени житель д. Правоплосская Дмитрий Фёдорович Братаев нареканий по поводу чистки дорог в этом году не высказал.
К слову, за начавшуюся зиму в деревне дороги чистились всего 2 раза (к моменту выхода публикации, вероятно, количество выездов снегоочистительной техники на территорию поселения, возросло). Ну, это потому, что зима в этом году такая «не зимняя»: всё, что наметёт, тут же и растает. Но объяснения с автором письма в редакцию у главы состоялось.
- Дела с расчисткой дорог обстоят так. Мы надеялись на новый грейдер Виктора Александровича Бобина. Однако, такая техника, как грейдер, предназначена для больших трасс, в маленькие деревушки он не может заехать, в улочках возникли проблемы. 20 декабря, например, тракторист грейдера, в д. Левоплосское и Левогорочная чистил дороги 6 часов, после чего заявил, что отказывается чистить маленькие улицы.
Мы искали выход. Был приглашён тракторист из с. Строевское. Однако он, промучившись с дорогами в Студенце, через день написал заявление об отказе. Я заключил договор с Пушкиной Ириной Николаевной из с. Бестужево. Её супруг, Сергей Владимирович на тракторе Т-150 готов чистить нашу территорию, но с одним условием: пока не прочистит в своём поселении, к нам не поедет. То есть если идёт снег. То только через 2 дня у нас начнётся расчистка. За это время можно утонуть в сугробах и написать в редакцию гневное письмо о том. Что дороги не чистяться! – объяснял глава поселения ситуацию.
- Я был в районной администрации, там узнал. Что денег на зимнее содержание дорог достаточно, а если выделяются деньги, то и работа должна идти, - рассуждал Дмитрий Фёдорович.
- Так ведь деньгами я дорогу не расчищу! Техника нужна! А у нас нет ни одного владельца трактора с ножом!
И в связи с этим у меня возникает большой вопрос: брать на следующий год полномочия по дорогам или не брать… Потому что я их не могу исполнить. И не потому, что не хочу. Если фонарь не горит, я беру когти, залезаю на столб и меняю фонарь. А дороги вычистить я всё равно не смогу, хоть какое у меня будь желание. Районным депутатам я докладывал об этой проблеме. Создавайте тогда на уровне района дорожную службу, которая помогала бы поселениям вроде нашего. Но и это не выход, если в поселении нет своей техники, а чужая не придёт быстро, – заключил Виктор Александрович.
К слову: большие дороги поселений чистятся регулярно. По крайней мере, приехали и уехали мы в Левоплосскую по отличной дороге. Но там, за бровками большой трассы стоят деревушки, а в них живут люди… И добраться зимой до этих больших дорог не так то просто. В общем, всё понятно… Грейдеры не предназначены для улочек. А деревни, стало быть, не предназначены для комфорта...