ДЕТИ , ДЕЛА И ЛЮДИ , ИСКУССТВО , ИЗ ЖИЗНИ РАЙОНА
15:00 / 27 сентября 2020

Уметь видеть кадр

Чем заняться на каникулах? Изучить пятнадцать видов фотографии! Научить фотографировать можно даже малышей – они вполне способны понять правила композиции и создать на их основе что-то новое и красивое. В этом уверена Оксана Харченко, организатор детской фото-школы.

— Оксана, расскажите, откуда взялась идея детской фотошколы?

— Я сама увлекаюсь фотографией с седьмого класса, проходила курсы по базовой фотографии, ретуши и общению с клиентами во времена учёбы в колледже, работала в фото-студии. Сейчас я уже отошла от процесса фотографирования, основная работа требует больше сил, только иногда по просьбам снимаю знакомых.
  Сейчас я работаю в Ярославле, но при этом большую часть времени все равно провожу в Устьянах. Случается, что у меня бывает свободное время, а развлечений здесь не так много, поэтому я придумываю что-то. Одной из таких идей стала детские фото-проекты: делала детям тематические фотосессии, появились постоянные клиенты. Они и натолкнули меня на новый проект словами «Вот бы научить детей так фотографировать!».
  Это было в конце января, а февраль я провела в Ярославле, за это время написала план занятий, подготовила рабочие материалы, создала специальную небольшую учебную тетрадь, набрала группу из четырёх человек, среди которых были дети клиентов со съёмок. Думала, что ими и ограничусь, но начали писать и другие желающие, так у меня получилось три группы по четыре человека. Я старалась разделить группы по возрасту, потому что объяснять семилетнему малышу и четырнадцатилетним ребятам нужно по-разному. Потом решилась и на второй поток.
  Конечно, я сомневалась, но все мои близкие поддержали мою идею, так что я решилась. Кафе «Клюква» мы используем для теоретических занятий, за что я каждый раз благодарна Ирине Захаровой, ведь это место – идеальная площадка для таких мероприятий, а к тому же рядом с кафе, в карьере – отличное место для практических занятий.

— У нас так много детей, которые любят фотографировать?

— В общей сложности я обучила двадцать пять человек. Ко мне приходят разные дети: спортсмены, те, кто приехал только на лето, и те, кто мечтает стать фотографом. Родители иногда мне говорят: «Я не знаю, любит ли мой ребёнок фотографию, но твой курс – это повод выйти из дома, пообщаться со сверстниками». Для меня самой это тоже скорее способ хорошо провести время, чем заработать. Летом ребятам хочется развлекаться, а я даю им возможность быть под присмотром и узнать что-то новое при этом.
  Дети замечательные! Все очень разные, непохожие друг на друга, разносторонние. Кто-то после моих занятий сразу бежит на тренировку по хоккею, кто-то на английский, кто-то во время занятий ещё и бывает моделью. Это о девочке, которая приехала на лето, ей всего семь лет и она профессионально занимается гимнастикой, позируя для других детей на занятиях.

— Как проходили ваши занятия?

— Есть два блока: теоретический и практический. Для начала я провожу вводное занятие, где мы знакомимся с ребятами. Я предлагаю им творческие упражнения: например, дорисовать животное, как им хочется. На этом моменте я понимаю, какие ученики ко мне пришли: те, кто рисуют условного барашка так, как он есть, впоследствии создают хорошие и правильные фотографии, а те, кто придумывают что-то необычное – например, дорисовывают точками, и в съёмке потом ищут интересные решения.
  В теоретическом блоке я им рассказываю про историю появления фотографии, композицию, виды и правила съёмки. Это всё они записывают в рабочие тетради, которые я сама составила. Многие вещи там уже напечатаны с примерами, картинками, фотографиями, чтобы записывать только самое главное. После у них есть контрольное занятие в виде кино-вечера: сначала мы смотрим фильм с поп-корном, чтобы ребята расслабились, а затем мы разговариваем о том, что они узнали.
  Практический блок наиболее интересный. Я учу их делать разные по видам фотографии: портреты со статичным и передвижным светом – они снимают друг друга, параллельно отрабатывают умение позировать, а также пейзажи, стрит-фотографии. Выходим на улицу, в карьере есть всё для занятий фотографией: лес, река, большое пространство. В основном ребята снимают на свои камеры – у кого-то попроще, у кого-то посложнее техника, иногда меняются, чтобы лучше понять разные виды. Но это не влияет на главное – умение видеть кадр. Они у меня и в траву ложатся, и в воду аккуратно заходят, чтобы поймать интересный ракурс - отдаются творческому процессу полностью.
  А вообще, с каждой группой основа практики разная, по интересам детей, так как каждому нравится определённый вид съёмки.
  По окончании курса я провожу небольшой экзамен, по теории и практике. За три минуты ребёнок должен создать красивый кадр по своему усмотрению с первого раза. Кто-то делает портрет, кто-то макрофотографию, кто-то пейзаж. У меня нет ни одного ребёнка, который бы не справился с первого раза. Затем я вручаю сертификаты и маленькие подарки. Дарю им то, что они хотят, что им нужно, выясняю это в процессе общения во время занятий.

— Каковы были практические занятия?

— Однажды мы ходили вниз к реке, там есть лодка. Я дала задание сделать фото для коллажа: общий план и детали. Результат получился отличный, некоторые фото были просто идеальны. Ребята экспериментировали и помогали друг другу: брали в руку песок и ссыпали его, такой кадр делали. Мне нравится видеть, как они объединяются и помогают друг другу.
  В другой раз мы встретились у «Соснового бора» и пошли вглубь леса, я хотела, чтобы они смогли лесных насекомых поснимать, какие-то новые пейзажи. Ребята набегались, зарядились впечатлениями. И именно тогда возникла идея сделать фото-пикник. Мы собрали группу, взяли маршмеллоу, кто-то - бутерброды. Мы дошли до шалаша со столом, разожгли костёр, попытались сделать пару фото, но большую часть времени общались на разные темы. А после, вечером, родители писали мне о том, что дети пришли в очень хорошем настроении, очень впечатлённые.
  Дети упражняются и дома, например, девочка снимала младшего ребёнка, додумалась встать против закатного света, фотографировать через траву, получился очень красивый снимок. Многие ребята вообще часто, даже после курса, присылают мне свои фото и просят их оценить. Семейные фото тоже становятся красивее, ребёнок уже не просто нажимает на кнопку, а смотрит, чтобы композиционно всё было правильно.
  Я очень люблю, когда дети начинают экспериментировать. Некоторые в начале занятия фотографируют на автомате, а потом вдруг получается поймать что-то интересное и они смелее начинают искать новые решения.
  Ещё я замечаю разницу в том, как фотографируют дети разного возраста. У тех, что постарше, уже есть какая-то насмотренность, представления о том, как должна выглядеть фотография, а малыши – это чистый лист, и у них чаще получается создавать что-то уникальное.
  Кроме того, стиль фотографии я тоже узнаю. Если поставить передо мной в ряд фотографии моих ребят, я смогу понять, где чья работа.

— Сложно ли было работать с детьми, ведь по основной профессии Вы связаны со взрослыми?

— Да, у меня есть дополнительное образование «управление персоналом», где училась работать с людьми, изучала психологию поведения человека. Дети и взрослые отличаются, конечно, но есть и общие черты. Ну, и возможно, мне повезло, что пришли замечательные дети, в плане настроя не было проблем. Бывало, детки стеснялись первое время, но со второго занятия все начинали дружить, кто-то продолжил общаться и после, сейчас гуляют вместе.

— Что самое приятное в работе?

— Момент, когда у ребят начинает получаться, и они приходят в восторг. С ребятами складываются хорошие отношения, иногда иду по улице, а со мной здороваются, разговаривают, обнимают. Это вдохновляет.
  Я старалась, чтобы у каждого и ребенка, и родителя были только положительные эмоции от курса. Если бывают форс-мажорные обстоятельства, то стараюсь смягчить последствия.
  Я провожу опрос, где интересуюсь, кто сам пришёл, кого мама привела. Боялась, что ребята из второй группы будут вести себя в стиле «ничего не хочу, ничего не буду», но получилось со всеми контакт найти. Поэтому на занятиях все мы хорошо проводим время.
  Не знаю, получится ли у меня организовать еще несколько групп, но желание – есть.


Алёна Сухопарова
ФКГС
Защити своего ребенка
Вместе. Поморье 2020-2022
Итоги работы в цифрах и фактах
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.