СОБЫТИЯ И ФАКТЫ , ИЗ ЖИЗНИ РАЙОНА
13:20 / 01 ноября 2021

«Что даст преобразование Устьянского района в единый муниципальный округ?»: отвечает глава Устьянского муниципального района Сергей Котлов

По всей России сегодня идет реформа местного самоуправления и к 2024 году на всей территории РФ в соответствии с новым законодательством должны быть созданы единые муниципальные округа. Что даст такое преобразование районов? Позволит ли оно сэкономить бюджетные деньги и решить кадровые проблемы?

- Сергей Александрович, почему именно сейчас, не дожидаясь 2024 года, наш район решил идти по пути перемен?
- Время, конечно, можно оттянуть, но это ничего не даст. Реформа придет в любом случае, хотим мы того или нет, поэтому на мой взгляд, лучше начать преобразование сейчас. Если раньше был муниципальный район, то будет муниципальный округ. Это неизбежно. Если мы сейчас примем решение, то весь 2022 год уйдет на реформирование этой системы, и лишь с 1 января 2023 года мы полноценно начнем работу по-новому. Мы выигрываем только год, но за это время мы можем провести все необходимые оргмероприятия при поддержке области и правительства. В связи с тем, что мы примем решение о переходе, то в 2022-2023 годы можем рассчитывать на дополнительную финансовую поддержку на развитие территорий. Там, где у нас есть сегодня нерешенные проблемы, мы можем прикрыть эти болевые точки и решить эти вопросы. В рамках переходного периода правительство Архангельской области и РФ тем районам, которые принимают решение о переходе заблаговременно, оказывает финансовую поддержку в размере 139 миллионов рублей. Это дает возможность провести реформу немного раньше, получить дополнительную финансовую поддержку области, выстроив сейчас эти отношения и безболезненно для районного бюджета пройти все оргмероприятия. Переход в округ в 2024 году уже будет проходить за счет средств нашего районного бюджета.

- Что такое муниципальный округ и что нам это даст?
- На территории нашего района сегодня 15 муниципальных образований, так как район достаточно крупный и обширный по территории. Моя задача сделать так, чтобы на территориях остались управленцы. То есть, на всех 15 территориях остались управленцы.
Мы предлагаем модель работы по территориальным управлениям и территориальным отделам, то есть на территории района создать 4 управления (это будут юридические лица, которые будут работать не на бюджетах, а на отдельных сметах), это крупные населенные пункты: Октябрьский, Шангалы, Березник и Кизема. В них будет своя структура управления: руководитель, заместитель, специалисты. Территориальные отделы – это маленькие муниципальные образования, которые у нас остаются, их 11: Орлово, Ростовско-минское, Малодоры, Бестужево, Череново, Дмитриево, Синики, Лихачево, Илеза, Лойга, Плосское. В них также будет руководитель отдела и специалисты. Управления и отделы замыкаются только на главу района. На схеме структура подчиненности понятно отражена. То есть в структуре управления муниципальным округом будет, скажем так, внутренняя команда (это заместители, финансовое управление, управление образования и так далее - непосредственно администрация), и отдельно будет работать внешняя команда, как раз и включающая в себя территориальные управления и территориальные отделы. Они и будут исполнять полномочия района. В округе не будет деления на муниципальные полномочия первого и второго уровней. За все отвечает район. Но чтобы территории не были брошены, и вся работа выполнялась оперативно, как раз и создаются территориальные отделы и управления. Это будут специалисты районной администрации, решать поставленные задачи, но жить и работать они будут на местах, в своих поселениях, выполняя программу добрых дел, которая будет составлена по каждой территории. Все сэкономленные средства будут направлены на развитие территорий. Сегодня бюджет любого МО состоит из двух статей: заработная плата специалистов администрации и благоустройство. Больше денег нет никаких. Собственные доходы не превышают и 100 тысяч рублей, остальное дает район. Фактически все средства идут преимущественно на заработную плату специалистов, а не на развитие территории. При переходе же в округ средства пойдут именно на развитие территорий – мосты, дороги, освещение, колодцы, благоустройство, ремонты домов, одним словом, на решение проблем населения. Эта работа системно и будет выстраиваться с территориальным управлением или отделом.
Ликвидация муниципальных образований на местах, сокращение управленческих расходов и концентрация всех полномочий у одной администрации должны заметно сократить расходы. Но нельзя говорить о том, что экономия - главный повод перехода на округа, в основе все-таки повышение эффективности и, соответственно, улучшения жизни людей. Создание округов позволит полностью сконцентрировать все ресурсы и управленческие функции в одном месте и поможет решить кадровую проблему.
Отмечу, что те справки и документы, которые жители сегодня получают в своих селах и деревнях сейчас, они будут получать и после изменений, так как на местах останутся работать представители администрации.

- Видно, что преимущества перехода района в округ налицо. Какие опасения тогда возникают? В чем минусы такого преобразования?
- Во-первых, главы и депутаты переживают, что все деньги пойдут в районную администрацию, а не на места, что у них не будет своих бюджетов. Так не нужно думать, об этом я рассказывал, отвечая на предыдущий вопрос. Еще раз повторю, деньги районной администрации не нужно, необходимо, чтобы район развивался в целом и эти средства пойдут на решение первоочередных задач на места, в поселения. Во-вторых, люди боятся остаться без работы. Скажу прямо, я люблю людей трудолюбивых, честных и достойно исполняющих свои должностные обязанности. Есть категория людей трудоголики, а есть такие, которые ходят на работу, скажем так, для галочки. Конечно, все, кто готов работать в команде, будут трудоустроены, специалисты нам нужны, и работать они будут в территориальных управлениях и отделах, при этом заработная плата их будет увеличена. Сегодня найти специалиста на территории – почти невыполнимая задача, и не потому, что нет людей, а потому, что мы не можем им дать достойную зарплату. Переходя на новую систему управления, у нас есть возможность увеличения заработной платы специалистов на местах, причем существенно.

- Тогда как будет решаться кадровая проблема?
- Она, пожалуй, самая острая. Уже сейчас ясно, что когда придет время менять глав на местах, в ряде поселений возникнут большие проблемы - действующие главы завершают работу, а смена в ряде муниципальных образований просто не просматривается. Ставить людей без образования и без опыта или скажем так людей нового поколения – это значит потерять территорию. Обидно. Нужно сохранить тех опорных людей, которые есть сегодня в поселениях и работать с ними в единой команде. А депутаты? Недавно состоялись выборы, и сейчас по району работает 147 депутатов. Как мы искали кандидатов? Приходилось уговаривать людей, чтобы они дали согласие пойти в депутаты. Теперь им всем нужно отчитаться о своих доходах, составив декларацию. Это даже обижает людей. Ситуация довольно напряженная и дальше лучше не будет.

- Что в таком случае ожидает ныне действующий депутатский корпус?
- Он также будет подвержен изменениям, так как бюджетов на местах не будет, то и депутатские корпуса будут реорганизованы. Будет один большой депутатский корпус на уровне района. От каждого поселения в новый депутатский корпус войдет по несколько представителей. Статус депутата с территории повышается, будут лишь районные депутаты. Их количество будет больше. Для принятия решений на территории я бы сформировал советы села, которые будут работать в тесном взаимодействии с новыми территориальными управлениями и отделами.

- И, подводя итог, каково Ваше личное мнение о происходящем?
- Я, как и многие мои коллеги, главы поселений, депутаты, тоже родился в СССР, прекрасно помню ту систему управления, то, от чего мы уходили. Был райисполком, сельские администрации. 15 лет реформ в части местного самоуправления реально сегодня ни к чему хорошему не привели. Сейчас настало время, когда мы вновь возвращаемся к прежней системе управления, которая показала свою работоспособность.
Уже в ноябре я объеду все территории района, встречусь с депутатами, жителями, проведем общественные слушания, отвечу на все интересующие вопросы. Затем состоятся депутатские сессии, и станет понятно, кто готов пойти этим путем, путем перемен...
ФКГС
Защити своего ребенка
Вместе. Поморье 2020-2022
Итоги работы в цифрах и фактах
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.