ПРАВОПОРЯДОК , БЕЗОПАСНОСТЬ
18:27 / 09 апреля 2022

Василий Попов: «У следователя нет права на ошибку, ведь за каждой ошибкой – судьба человека»

В среду, 6 апреля, следователи МВД России отметили свой профессиональный праздник — День работника следственных органов МВД России. И хотя этот праздник считается неофициальным, следователи милиции, а теперь и полиции, отмечают его уже 59 лет, начиная с 1963 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР право предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД России.

Фигура следователя МВД долгое время была окутана романтической дымкой, благодаря многочисленным фильмам и книгам. Возможно, романтика и присутствует, но на первом месте — кропотливый, порой рутинный труд, сосредоточенность, внимание к деталям, точность действий и формулировок. Именно от этого зависит успешное расследование любого преступления, итогом которого становится справедливое наказание для преступника.

Поделиться секретами следственной «кухни» мы попросили и.о. начальника Следственного отделения Отдела МВД России по Устьянскому району, майора юстиции Василия Попова.

Попов Василий Александрович родился 14 мая 1984 года в д. Ульяновская Устьянского района. В 2001 году, после окончания средней школы, поступил в Санкт-Петербургский университет МВД России. Закончив его в 2005 году, прибыл для несения службы в следственное подразделение Устьянского РОВД. С 2005 по 2013 год работал следователем. В 2013 году повышен в должности до старшего следователя. С июня по ноябрь 2021 года работал заместителем начальника следственного отделения, а с ноября 2021-го и по сей день исполняет обязанности начальника СО Отдела МВД России по Устьянскому району.

Василий Александрович, в системе МВД Вы оказались практически сразу после школы, это был осознанный выбор?

— Осознанный. Когда я в 17 лет поступал в университет МВД, у меня был интерес к правоохранительным органам вообще, но позже, в процессе учебы я отдал предпочтение следственной работе.

В чем специфика работы следователя?

— В отличие от других служб, работа следственного отделения более «бумажная», если можно так сказать: очень большое количество времени уходит на работу с документами. На каждое следственное действие обязательно составляется протокол. Делать это надо предельно внимательно, не допуская ни ошибок, ни описок, потому что все документы составляют основу уголовного дела, которое направляется в прокуратуру, а потом рассматривается судом. Если допустить ошибку, даже самую незначительную, в дальнейшем она может серьезно отразиться на судьбах людей.

— Чем занимается следователь на месте преступления?

— Следователь выезжает на место в составе следственно-оперативной группы и организует ее работу: дает указания оперативным сотрудникам, участковым уполномоченным по проведению определенных мероприятий. В дальнейшем следователь собирает весь полученный от них материал, причем несет персональную ответственность за полноту и качество информации. Затем он либо незамедлительно, либо после дополнительной проверки принимает решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. В зависимости от обстоятельств и характера преступления, дело может быть передано коллегам из других правоохранительных органов.

— Это единый алгоритм для всех преступлений?

— В общем, да, но многое, конечно, зависит от характера и тяжести конкретного преступления, да и объем проведенных следственных действий бывает различным. Выезжая, например, на поджог, мы «отрабатываем» определенный круг лиц, назначаем экспертизы, изымаем объекты с места преступления.

При расследовании ДТП самое важное – осмотр места происшествия, составление схемы ДТП, которая должна точно фиксировать обстановку происшествия. В дальнейшем при неправильном ее воспроизведении виновный в ДТП сможет уйти от ответственности. Или нам просто не хватит доказательств для направления дела в суд. В любом случае, ошибки на первом, самом важном, этапе расследования недопустимы.

— В каждой профессии есть свой определенный инструментарий, набор подручных средств. Чем работает следователь?

— Головой, в первую очередь. На месте преступления или происшествия работа начинается с экспертного чемодана. Это такой специализированный чемодан, в котором находятся средства и предметы для фиксации и изъятия образцов и следов.

— Разве не криминалисты этим занимаются?

— Эксперт-криминалист тоже выезжает на место, но он у нас один, и иногда просто физически не успевает приехать, особенно когда 5-6 происшествий за день случается. Так что следователь должен уметь выполнять работу криминалиста.

— Как известно, одна из проблем следствия – большая загруженность. Сколько уголовных дел, в среднем, приходится на одного сотрудника СО?

— Исходя из того, что сегодня в отделении работают шесть сотрудников, а на начало года у нас было около 40 уголовных дел в производстве, то выходит порядка 10 дел на каждого. Это много, но коллектив у нас молодой, ответственный, аккуратный, и с работой все справляются. Трудятся и в выходные, и вечером, и даже ночью, не считаясь со временем.

— Установлены ли сроки расследования уголовных дел?

— По закону срок предварительного следствия составляет два месяца. В зависимости от сложности уголовного дела, он может быть продлен: на нашем уровне до 3 месяцев, на региональном — до года; продлить следствие свыше года можно только после разрешения Следственного департамента МВД России. Но, как правило, мы в нормативы укладываемся. Сложные дела встречаются нечасто.

— Какие преступления являются прерогативой следователей МВД?

— В нашу подследственность входят разные преступления: кражи (ч. 2 ст. 158 УК РФ), грабежи, мошенничества, вымогательства и другие. В последнее время, например, участились кражи из магазинов группой лиц, квартирные кражи, кражи из помещений с незаконным проникновением. Также мы расследуем тяжкие преступления против личности, ДТП с тяжкими последствиями и смертями. А вот убийства, тяжкие преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних или несовершеннолетними, мы передаем в Следственный комитет.

Преступления коррупционной направленности тоже «наши», но их в производстве сравнительно немного, поскольку у них своя специфика. В недавнем прошлом нами были успешно расследованы дела о растратах и хищениях в больших суммах, все они направлены в суд.

— Каких дел больше?

— В основном мы занимаемся расследованием краж и случаев причинения тяжкого вреда здоровью, которые сегодня чаще всего совершаются на фоне злоупотребления алкоголем. Практически все преступления против личности, в том числе тяжкие, нами раскрываются. Как правило, обстоятельства таких преступлений очевидны, хотя бывают и исключения. В основном, приходится иметь дело с пьяной поножовщиной: муж с женой выпили, вспомнили старые обиды, ревность вспыхнула, и кто-то из супругов схватился за нож… Обычно, когда на такие дела приезжаем, и потерпевший, и «злодей» на месте.

Но бывают и по-другому: потерпевший есть, а причастные к преступлению лица не установлены. Тогда берется период до совершения преступления (сутки), устанавливается круг лиц, которые имели контакты с жертвой или были на месте преступления. Все они допрашиваются, и «вычисляется» подозреваемый.

Растет количество мошенничеств, особенно дистанционных. Поскольку народ у нас очень доверчивый, одни и те же люди становятся потерпевшими по несколько раз. И наши сотрудники, и участковые регулярно проводят с населением беседы. Тем не менее, люди, имеющие средний ежемесячный доход в 15 тысяч рублей, умудряются отдавать мошенникам огромные, до миллиона, суммы: занимают у знакомых, берут кредиты и переводят деньги мошенникам.

— Следственное отделение работает по всему району, но вас всего шесть человек. Сотрудники других подразделений и служб вам помогают?

— Да, конечно. Следователь выезжает на все преступления, где бы они ни совершались. Но в каждой сельской или поселковой администрации есть участковый, который более тесно, чем мы, работает с населением и лучше следственно-оперативной группы знает, кто из жителей где находится, кто чем занимается. Участковый первый прибывает на место преступления, обеспечивает сохранность улик и окружающей обстановки на момент обнаружения преступления. До приезда сотрудников РОВД участковый сам начинает собирать материал, и часто к нашему приезду он уже предположительно знает, кто совершил преступление, и закрепляет эту информацию показаниями свидетелей и очевидцев.

— Какие муниципалитеты района в лидерах по количеству преступлений?
— По району на первом месте, безусловно, МО «Октябрьское», включая и поселок, и все населенные пункты муниципалитета. Потом идут Шангалы, Кизема и далее по убыванию численности населения. Вообще, преступления совершаются везде. Сегодня в тех же Синиках тишина, а завтра — труп. Отчасти это объясняется тем, что немало людей освобождается из мест лишения свободы, они через какое-то время вновь совершают преступления.

— Отвечает ли запросам времени и служебным потребностям техническое обеспечение отделения?

— Что касается компьютеров и оргтехники, то проблем нет. Кроме того, у следствия есть служебный автомобиль, на котором следователи выезжают в район по мере надобности; если необходимо, руководство отдела выделяет дополнительный транспорт. Врать не буду, периодически приходится пользоваться и личным транспортом — все-таки нагрузка на отдел очень высокая.

— Допросы — важная составляющая работы следователя. Что нужно знать и какими навыками нужно владеть следователю, чтобы, так сказать, «расколоть» преступника?

— Следователь всегда еще и психолог. Для успешного допроса нужно знать подозреваемого, изучить его биографию, понять, что он за человек. Одних уговоров мало, уговоры уже не действуют, особенно если человек уже совершал преступления ранее. Люди признаются, когда им предъявляют неоспоримые доказательства их вины, показания свидетелей, результаты экспертиз. Ранее судимый и поэтому более опытный человек под давлением доказательств признается сразу. «Новички» все еще на что-то надеются, нанимают адвокатов, иногда из других городов, тратят на это большие деньги. Хотя могли бы эти деньги отправить потерпевшим — иногда потерпевший и сам рад прекратить уголовное дело.

К каждому человеку нужен индивидуальный подход. Нет универсального рецепта допроса, каждый случай уникален. Взять, к примеру, кражу с предприятия и кражу из квартиры или частного дома — статья одна, но подходы к расследованию разные, разный круг лиц фигурирует. По организациям приходится отрабатывать всех работников, начиная со сторожа и заканчивая руководством, под подозрением все.

— Часто ли подозреваемый сразу после задержания признается в преступлении?

— Бывает. Иногда на допросе человек признается, что прекрасно понимал, чем все кончится, знал, что его поймают. Беда в том, что большое количество преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Сами преступники говорят, что будь они трезвыми, никогда бы подобного не совершили, но алкоголь снижает самоконтроль.

— Что с нераскрытыми делами?
— Их количество сокращается. Как правило, это дела прошлых лет. Нераскрытыми они считаются, если не установлены лица, причастные к преступлению. Но с контроля такие дела не снимаются, по нему продолжают работать сотрудники уголовного розыска, участковые. Зачастую, раскрывая преступления 2022 года, оперативный работник выходит на человека, который совершил аналогичные преступления в 2019 году. Относящиеся к этим случаям нераскрытые дела сразу же возобновляются, и дело в итоге уходит в суд.

— Ветераны милиции и полиции любят повторять: «Бывших ментов не бывает». Помогает ли вам в работе их огромный профессиональный опыт, держите ли вы с ними связь?

— Связь с ветеранами следствия у нас никогда не прерывалась и не прерывается. Мы встречаемся, они делятся своим опытом, а иногда информацией, которая помогает в расследовании. Поэтому мы всегда рады советам и подсказкам «старших товарищей».

Беседовал Алексей Шестаков

ФКГС
Защити своего ребенка
Вместе. Поморье 2020-2022
Итоги работы в цифрах и фактах
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.