БЕЗОПАСНОСТЬ
8:10 / 10 июля 2023

Скрытые и явные угрозы

Летом на дорогах водителей и пешеходов подстерегает немало опасностей

Позади остались зима и весна с их метелями и гололедами, которые изрядно попортили кровь автомобилистам. Пришло лето, и можно, казалось бы, вздохнуть с облегчением. Ан нет, летом у водителей, оказывается, проблем не меньше…
Будьте бдительны!
Как утверждают автоэксперты, летом автолюбителей на дороге подстерегают не менее разнообразные и изощренные «сюрпризы», чем в любое другое время года. Эти дорожные ситуации необязательно заканчиваются ДТП, но неприятностей обещают много.
Лето с подвохом
Конец зимы знаменуется массовым таянием снега, вместе с которым с нашим дорог магическим образом исчезает часть асфальта, образуя ямы и обнажая канализационные люки. Дорожники, как правило, за ремонт дорог берутся не сразу, и несколько месяцев водителям приходится ездить по опасным участкам «на цыпочках» или с ущербом для шасси.
В числе серьезных опасностей для нормального движения эксперты называют и мотоциклистов. Не уверен, что эта проблема так уж актуальна для устьянских дорог, но, судя по статистике, мотоциклисты нет­нет да попадают в сводки дорожных происшествий. Опасны эти беспечные ездоки тем, что злоупотребляют маневренностью «байков» и могут обогнать автомобиль не слева, как положено, а справа. Если водитель не заметил рискованного маневра и решил в этот момент повернуть направо, столкновения не избежать. Поэтому рекомендация профессионалов одна: сначала включите поворотник, потом посмотрите в зеркала и только после этого осуществляйте поворот.
Куда лучше нашим водителям знакомы велосипедисты. Такое ощущение, что на дорогу они выезжают, не зная элементарных правил: на скорости вылетают на пешеходные переходы, вместо того, чтобы спешиться и вести велосипед через «зебру», игнорируют «сплошные», лихо съезжая с дороги на левый тротуар, едут не по краю,
а по середине полосы…
Также среди частых причин ДТП автоэксперты называют эйфорию, которая охватывает водителей на летних дорогах. Снега нет, асфальт чист и гладок, и хочется дать газу, забывая о том, что на перекрестках, на поворотах, на пешеходных переходах может подстерегать опасность в виде другого полноправного участника дорожного движения, которому ваше приподнятое настроение до лампочки.
По статистике, летом из­за увеличения средней скорости движения наезды на пешеходов в темное время суток происходят чаще, чем зимой. Виноваты в них не только водители, но и пешеходы ­ большинство из них пропускают мимо ушей призывы сотрудников ГИБДД носить на одежде светоотражающие элементы.
Несмотря на то, что в Устьянах в последние годы дороги ремонтируются высокими темпами, неидеальных участков по­прежнему хватает. В период дождей на них появляются целые «моря», и, если на проезжей части была яма или неровность, под слоем дождевой воды ее не увидеть. Поэтому лужи следует преодолевать с предельной осторожностью, особенно на незнакомых дорогах.
Дорожные ловушки
Какие опасности подстерегают на дороге пешеходов, какие ловушки? «Дорожные ловушки» ­ это ситуации со скрытой опасностью. Их возникновение не зависит от времени года, поэтому знать, откуда ждать неприятностей, стоит всегда.
Закрытый обзор. Опасность скрывается за кустами, деревьями, забором, сугробом, стоящими и движущимися автомобилями, другими пешеходами. Обзору дороги могут мешать повороты, спуски и подъемы самой дороги. Именно поэтому пешеходам запрещено переходить проезжую часть в этих опасных местах.
Вероятность ДТП в условиях ограниченной видимости в разы больше, чем в нормальных условиях. Ограничить обзор могут зонтики, капюшоны, воротники. Если из­за стоящего транспорта обзор ограничен или закрыт, то выходить на проезжую часть опасно.  
Автобусная остановка тоже опасна. Выйдя из автобуса, мы часто ломаем голову: как его обойти ­ спереди или сзади. Ни спереди, ни сзади ­ лучше подождать, пока он отъедет подальше, и спокойно перейти дорогу. В крайнем случае лучше обойти автобус сзади, предварительно посмотрев, «что там за…». Нет ли приближающегося транспорта слева и справа.
Отвлечение внимания. Пешеход может не заметить опасность, если его внимание приковано к предмету или человеку на другой стороне дороги или на проезжей части. Это может быть автобус, приятель, родные, мяч, выкатившийся на проезжую часть, собака, удравшая от хозяина...
Есть еще два фактора, снижающие внимание пешехода, ­ плеер и мобильный телефон. Пешеход, разговаривающий по телефону на ходу или слушающий музыку в наушниках, глух к происходящему на проезжей части и в случае опасности просто не сможет быстро сориентироваться и принять правильное решение.
Пустынная дорога. По некоторым улицам редко проезжает транспорт, и у пешеходов создается ложное представление об отсутствии угрозы. У водителей тоже притупляется внимание, и они едут быстрее обычного. На таких дороги часто катаются роллеры и скейт­бордисты, которые часто становятся причиной ДТП.
Ролики и скейтборды не являются транспортным средством, поэтому на них нельзя кататься по проезжей части дороги. Катание на роликах во дворе и по тротуару, по дорожкам в парках не запрещено, но лучше делать это подальше от транспортных средств и пешеходов. На скейт­бордах категорически запрещено кататься на тротуарах и пересекать проезжую часть.
Возле дома. Стоящий возле подъезда многоквартирного дома автомобиль может поехать и вперед, не подав сигнал, и назад. Особенно опасны в этом смысле грузовики­фургоны, такси и автомобили скорой помощи. Водители грузовиков часто не замечают пешеходов, а такси и «скорая» всегда спешат. При этом именно проезды у домов становятся любимым местом детских игр, и дети часто попадают в дорожную ловушку.
Дети на дороге
Чтобы летние каникулы прошли весело и интересно, надо помнить и знать, где можно играть, а где нельзя. Игры, катание на велосипедах, электросамокатах, роликах по проезжей части может в итоге обернуться поездкой на автомобиле «скорой помощи».
Дети часто забывают про пешеходные переходы и перебегают дорогу перед близко идущим транспортом, который может двигаться с большой скоростью. Мгновенно остановить автомобиль невозможно, и для того, чтобы спасти малолетнего нарушителя, водители совершают маневры, которые могут привести к столкновению со встречным транспортом, удару в угол дома, в столб, в других пешеходов.
Поэтому еще раз напомним основные правила перехода проезжей части:

нужно правильно выбирать безопасное место для перехода дороги;
перед переходом дороги необходимо обязательно остановиться, осмотреться и прислушаться;
если приближается машина, пропустите ее и убедитесь, что поблизости нет других автомобилей;
только удостоверившись в полной безопасности, не спеша переходите дорогу.
Отдельного разговора заслуживают велосипедисты, которые, как показывает практика, редко знакомы с правилами безопасного передвижения.
Следует помнить, что велосипедист ­ такой же полноправный участник дорожного движения, как и водитель автомобиля или мотоцикла, и спрос с него такой же, как и с остальных участников дорожного движения.
Велосипедисту категорически не разрешается во время движения держаться за руль одной рукой, ездить в темное время суток без специальных световых сигналов и катафотов, разговаривать по телефону во время движения.
Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал. Его нужно оборудовать световозвращающими элементами:
впереди ­ световозвращателем и фонарем или фарой белого цвета (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости);
по сторонам, на спицах колес, ­ световозвращателем (катафотом) оранжевого цвета;
сзади ­ световозвращателем или фонарем красного цвета.
Велосипедистам запрещено пересекать дорогу по пешеходному переходу и разворачиваться на пешеходном переходе; необходимо спешиться и перейти дорогу как пешеход, ведя велосипед за руль.
Ездить на велосипеде по дорогам общего пользования разрешено с 14 лет, не раньше. В возрасте от 7 до 14 лет можно ездить на велосипеде только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам.
Если ребенок на велосипеде по своей вине попадает в дорожно­транспортное происшествие, ответственность несут родители.
Ну и не стоит юным велосипедистам пренебрегать средствами защиты ­ налокотники, наколенники и шлем могут в случае ЧП на дороге защитить от травм.

Подготовил Алексей ШЕСТАКОВ
ФКГС
Защити своего ребенка
Вместе. Поморье 2020-2022
Итоги работы в цифрах и фактах
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.