Наш главный защитник
Почему так важен ремень безопасности в автомобиле
Начнем с цифр. Они обеспечивают около 70 % спасений в критичных ДТП. Снижают риск гибели водителя при лобовом столкновении в 2,3 раза, при боковом в 1,8 раза, при опрокидывании в 5 раз. Они уменьшают вероятность гибели и получения тяжёлых травм для пассажиров на переднем сидениина 40-50 %, на заднем сидении - на 25 %... Опытные водители и пассажиры наверняка догадались, о чем речь - все это нам гарантируют банальные ремни безопасности. Но за счет чего?
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Существует такое определение: ремень безопасности - средство пассивной без опасности, предназначенное для удержания пассажира (водителя) автомобиля или иного транспортного средства на месте в случае аварии либо внезапной остановки. Применение ремня безопасности предотвращает перемещение пассажира по инерции и его столкновение с деталями салона автомобиля или с другими пассажирами. При переворотах автомобиля человек удерживается в кресле от падения на потолок автомобиля. Ремень гарантирует, что пассажир будет находиться в положении, обеспечивающем безопасное раскрытие подушек безопасности. При аварии ремни безопасности растягиваются, тем самым поглощая кинетическую энергию пассажира и дополнительно тормозя его движение, и распределяют усилие торможения на большую поверхность.
Ремни безопасности самый главный защитный механизм в автомобиле. Если человек не пристегнут, то при аварии он будет летать по салону во всех направлениях, и никакая другая пассивная защита и подушки безопасности не помогут.
СПАСИБО АВТОГОНЩИКАМ!
История создания и применения ремней безопасности насчитывает уже почти два века. И спасибо автогонщикам, которые наглядно всем продемонстрировали - ремни спасают жизнь.
Впервые использовать ремни безопасности еще в начале XIX века предложил английский изобретатель Джордж Кэйли.
В 1885 году в США был выдан первый патент на подобное приспособление.
В 1909 году в Англии было изобретено устройство безопасности, состоявшее из спиральной пружины большого диаметра и лямок. Назначение устройства - удерживать пассажира на автомобильном сиденье.
В начале 1920-х годов ремнями безопасности начали пользоваться автогонщики. Но ремни безопасности тогда были очень неудобными и не получили широкого распространения на серийных автомобилях.
В конце 1950-х годов инженер шведской автомобильной компании «Volvo» Нильс
Болин разработал трёхточечный ремень безопасности. Болин установил, что лучше всего пассажира удерживает в кресле ремень, протянутый через плечо к бедру, который можно застегнуть одной рукой. Новый ремень «Volvo» представила в 1959 году.
С 1 апреля 1975 года пункт
№ 12 ПДД СССР впервые предусматривал, что перед началом движения водитель и пассажиры автомобиля обязаны быть пристёгнуты ремнями безопасности, если таковые предусмотрены конструкцией автомобиля. С 1977-го ремни безопасности стали устанавливать на ГАЗ-24. Обязательное применение ремней для передних сидений узаконено в 1979 году.
ПРАВИЛА РЕМНЯ
В России, согласно Правилам дорожного движения, использование ремней безопасности обязательно для водителя и всех пассажиров оборудованного ремнями безопасности транспортного средства, в том числе сидящих на заднем сиденье.
Вот что написано по этому поводу в Правилах дорожного движения:
«п. 2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
... 2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями.»
Другими словами, водитель не только сам должен быть пристегнут ремнем безопасности, но и обязан проследить за тем, чтобы все пассажиры были пристегнуты. Если автомобиль оборудован ремнями безопасности, то водитель не может перевозить непристегнутых пассажиров.
«п. 5.1. Пассажиры обязаны:
при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме».
Пассажиру проще, чем водителю, - он несет ответственность только за то, чтобы пристегнуться самому.
«п. 22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка».
Таким образом, дети, как и другие пассажиры, должны быть пристегнуты ремнями безопасности или находиться в специальном детском кресле. При этом выбор ремня или кресла зависит от возраста ребенка, а также от сиденья, на котором едет ребенок.
Так, дети с 7 до 11 лет, включительно, должны находиться:
- с 0 до 1 года - в автолюльках, подобранных по весу и зафиксированных ремнями безопасности;
- с 1 до 7 лет - в детских автокреслах по весу ребенка с фиксацией ремнями;
- с 7 до 11 лет - в детских креслах в соответствии с весом ребенка, пристегнутых ремнями на передних сидениях, и с применением бустера или ремней на задних.
ВОДИТЕЛЬ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕ
Мотивировать людей на использование ремней безопасности помогают штрафные санкции. Они регулируются ст. 12.6 КоАП РФ.
Согласно этой статье, штраф в размере 1 000 рублей получают водители, которые:
- управляют автомобилем, оборудованным ремнями, но не пользуются ими;
- перевозят непристегнутых пассажиров спереди или сзади;
- управляют мотоциклом и не пользуются шлемом.
Непристегнутым пассажирам сотрудники ГИБДД выпишут индивидуальный штраф в размере 500 рублей или предъявят письменное предупреждение.
Ответственность можно понести и за неисправный ремень или его отсутствие - 500 рублей, а также за перевозку детей до 7 лет без кресла, в кресле, но без ремня, на переднем сидении и без кресла.
Штраф за непристегнутый ремень ребёнка составляет:
- 3 000 рублей - для физических лиц,
- 25 000 рублей - для должностных лиц,
- 100 000 рублей - для юридических лиц.
Штраф за непристегнутый ремень пассажиров в случае ДТП - это только малая часть наказания, которое могут предъявить водителю. В соответствии со статьёй 264 УК РФ лицо, управляющее любым ТС с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации, может спровоцировать:
причинение тяжкого вреда здоровью других лиц, которое наказывается:
- лишением свободы на срок до 3 лет;
- либо принудительными работами на срок до 2 лет с невозможностью заниматься определённой деятельностью или занимать конкретную должность до 3 лет;
- либо арестом на срок до полугода;
- либо лишением свободы до 2 лет с невозможностью заниматься определённой деятельностью или занимать конкретную должность до 3 лет;
смерть одного человека по неосторожности:
- принудительные работы на срок до 4 лет + лишение права заниматься определённой деятельностью до 3 лет;
- лишение свободы до 5 лет + лишение права заниматься определённой деятельностью до 3 лет;
смерть двух и более лиц по неосторожности:
- принудительные работы на срок до 5 лет + лишение права заниматься определённой деятельностью до 3 лет;
- лишение свободы до 7 лет + лишение права заниматься определённой деятельностью до 3 лет.
Самые жёсткие санкции будут применяться по отношению к водителям, которые находились за рулём в состоянии алкогольного опьянения, скрылись с места аварии и не помогли пострадавшим либо были лишены или не имели права на управление автомобилем.
ПРИСТЕГИВАЙТЕСЬ!
Страницу подготовил Алексей Шестаков
Во время столкновения при весе 75 килограммов и на скорости 60 км/ч на тело человека действует нагрузка в 3 тонны, а при скорости 80 км/ч - уже 9 тонн.
Начиная с 1969 года, новые советские легковые автомобили начали оборудовать местами крепления ремней, но не ремнями, массовый выпуск которых налажен только в 1974 году.